Тема 9. Технология выступления перед публикой.
Предпосылки успешного выступления
- Сильное настойчивое стремление успешно выступить
- Подготовка к выступлению
- Сочетания действия и чувства
Управляя действием можно косвенно управлять чувствами. Говорить нужно уверенно, тогда и чувство уверенности появится. - Практика
Плато на кривое обучение — периоды стагнации или регресса в процессе обучения.
! Важно продолжать тренироваться, и тогда неизбежен взлёт до следующего плато.
Подготовка к выступлению
Требуется более трёх недель, чтобы подготовить короткую речь экспромтом.
Лучшее выступление — рассказ о том, что думает лично оратор, а не о том, что сказал кто-то другой.
Если согласны с мнением другого — надо проиллюстрировать, а если не согласны — надо объяснить "почему?".
"Готовиться к выступлению" означает думать, вспоминать, отбирать привлекательные мысли, располагать их в определённом порядке, создавая своего рода "мозайку".
Мысли могут возникнуть в самое неподходящее время. Их важно записать на клочке бумаге и положить в конверт.
Чтобы новые мысли приходили в голову, надо задавать себе различные вопросы по теме предстоящего выступления, обсуждать тему со всеми, кто согласится слушать.
Нужно набирать материала больше чем будет использовано в выступлении (1:9).
Все факты д.б. тщательно изучены, проверены и должны освещать явление со всех сторон.
Пересматривать и перебирать бумажки с мыслями нужно до тех пор, пока не произнесена речь.
Чтение доклада по бумажке уничтожает половину интереса к выступлению, т.к. затрудняет контакт, создаёт противоестественную атмосферу, слушатели не верят, что оратор уверен в себе.
Если же текст заучить наизусть, то процесс человеческого мышления выворачивается наизнанку, и выступление будет натянутым.
Оптимальный вариант — Шпаргалка.
Когда речь готова, её обязательно нужно отрепетировать вслух.
Манера и речь выступления
1. Выбрать кого-то в аудитории и рассказывать ему.
2. Акцентирование важных слов и подчинение им неважных.
3. Изменение тона голоса.
4. Изменение темпа речи.
5. Пауза до и после важных мыслей.
Каждое выступление имеет цели:
- Разъяснить вопросы.
- Произвести впечатление.
- Добиться действия.
- Развлечь.
Приёмы для ясности:
— сравнения (цифры);
— избегать специальных терминов;
— оратор должен сам понимать, что рассказывает;
— дополнять выступление иллюстрациями;
— повторение важных идей разными словами.
Начало и окончание выступления
Выступление д.б. кратким.
Ошибки при выступлении: начать со смешной истории или начать с извинений "я не оратор, я не готовился".
Приёмы успешного начала:
1. Возбудить любопытство.
2. История, в которой события развиваются.
3. Начать с конкретной иллюстрации.
4. Использовать к.-н. предмет.
5. Задать вопрос.
6. Начать с цитаты.
7. Связать тему с жизненно-важными интересами слушателей.
8. Начать с потрясающих фактов.
Окончание выступления важно — его больше всего запомнят.
Ошибки в концовках:
1) "Вот ~ и всё, что я хотел сказать по этому поводу, так что, пожалуй, на этом закончу".
2) Всё рассказали, потом начинают метаться.
3) Всё сказали без остановок и внезапно прекратили говорить.
Успешное окончание:
1. Резюмировать основные положения выступления.
2. Призыв к действиям.
3. Юмористическая концовка.
4. Цитата.
5. Кульминация.
Закончить нужно так, чтобы каждый понял, что это конец.
(Пауза) Замедляя темп речи и делая ударение на последнем слове.
Развитие памяти как условие успешного выступления
Три естественных закона запоминания:
1. Впечатление
Чтобы запомнить инф-ию, н. получить о ней яркое и глубокое впечатление.
2. Повторение
I — кучное — повторять до тех пор, пока не запомним.
II — распределённое — повторяем 1-3 раза, затем делается перерыв от 12 часов до 3 суток, снова повторяем 1-3 раза, повторить.
3. Ассоциация.
Тренированная память опирается на организованную систему ассоциаций.